Історію подано мовою оригіналу

Елена с семьей до последнего не хотели покидать родной дом. Выехали вместе с волонтерами и только в эвакуации поняли, что у детей нервное расстройство

Сначала мы ничего не могли понять. Была паника. Не знали, что делать. Было состояние стресса, шока. Мы пришли на работу в детский сад, как обычно. Некоторых детей тоже привели в сад… 

Все закрылось, аптеки не работали. Магазины были пустые. Ничего не работало, а если и работало, то цены были очень высокие, поэтому позволить мы себе ничего не могли. Дефицит был страшный. Потом еще и воды не было, света. Мы у мамы в селе жгли костры, чтобы приготовить еду, потому что электричества не было и газа тоже.

В ста метрах от нас летели «Грады», а мои дети считали выстрелы. Дети привыкли к этому до такой степени, что это стало для меня шоком. То, что взрослые привыкли, – это одно. Но и дети привыкли к такой страшной обстановке. 

Мы до последнего не выезжали, а потом нас волонтеры заставили уехать. Это сейчас мы уже понимаем, что дети пострадали психологически. Но они не хотели никуда выезжать, как и мы все. 

Было страшно ехать, потому что была накаленная обстановка в тот момент. Россияне были очень близко, и нас эвакуировали волонтеры. Мы ехали в бронежилетах. Доехали быстро до ближайшего населенного пункта. Нас повели волонтеры в пиццерию, и дети с таким восторгом ели пиццу! Для нас это дико было, когда у нас не было света, газа, связи и Интернета… 

Наша первая остановка была в Константиновке Донецкой области. Мы зашли в пиццерию. Люди в городе спокойно живут, гуляют в парке, едят мороженое. А мы все немытые, грязные, потому что сидели без воды. И было дико, потому что там жизнь продолжалась, люди жили обычной жизнью. Был шок от того, что, вроде бы, одна Украина, а у них жизнь бурлит: парки, фонтаны, дети бегают, смеются и радуются жизни. И для нас, проживших под обстрелами без света, без газа, без еды, этот дисбаланс был ощутим, было тяжело воспринять это все. 

Работа больше всего помогает преодолевать стресс. Мы живем на съемной квартире в Днепре, жилье очень дорогое - нужно много работать, тогда и плохие мысли не лезут в голову. Поначалу было тяжело, а сейчас уже все стабильно… 

Хочется только мира. Планов на будущее мы не строим. Один день прожили – и хорошо, потому что нестабильная ситуация в стране. Устали все. Хочется уже каких-то планов, но мы не можем их строить. Надеемся, что все это закончится, наступит мир и все будет хорошо. Руки-ноги есть, так что будем дальше работать и детей поднимать на ноги. Главное – чтоб был мир.