Історія подана мовою оригіналy

Почти три с половиной тысячи школ в Украине, по данным министерства образования страны, пострадали от российских обстрелов. Полностью уничтожены 365. Сколько именно школ разрушено на территориях, которые сейчас оккупированы российской армией, сказать точно невозможно. Но едва ли не первое, за что принялись россияне на захваченных территориях, – это подготовка к первому сентября, причем по российскому стандарту. Материал телеканала "Настоящее время".

С теми детьми или родителями, кто сопротивляется и не хочет учиться по российской программе, оккупационные власти делают то же, что и с украинскими учителями, – угрожают и запугивают, принуждая идти в российскую школу. Отказаться, находясь в оккупации, невозможно.

"Люди, которые там философствуют много и говорят о том, что можно отказаться, так там нельзя. Там приходили сообщения: "Если вы не придете завтра в лицей, вас заберут в армию РФ", – говорит учительница из Мелитополя Ганна Бут.

"Приходили вооруженные люди, давали предупреждение: "Или он - в школу, или мы заберем и лишим вас прав, либо вас на подвал, либо заберем ребенка на усыновление", – говорит исследователь Amnesty International Анна Райт.

Но даже в условиях тотальных запретов и контроля на оккупированных территориях есть те, кто тайно продолжают учиться в украинских школах. Физически это невозможно – дети учатся онлайн. Перечислить, в каких именно населенных пунктах проходит такое обучение, мы не можем из соображений безопасности этих людей. Родителям, говорит Анна Райт, приходится изобретать разные методы, как подключаться к таким занятиям:

"С нами пообщалась одна семья, которая рассказала, что у них есть целая система, когда ребенок посещает занятие онлайн. Папа стоит на улице и смотрит, чтобы машин не было. Если едет подозрительная, дает сигнал маме у окна (они придумали знаки), а мама бежит к ребенку, и они прячут либо закрывают".

Отработанная система обучения детей на оккупированных территориях, как рассказала учительница из Мелитополя Ганна Бут, есть и у самих учителей: "Мы им готовим материал, надиктовываем, чтобы они слышали наш голос, чтоб они знали, что мы с ними, а они нам в ответ присылают задания на электронную почту".

Среди преподавателей есть и те, кто находится на захваченных территориях. Преподавать в таких условиях крайне опасно, как говорят правозащитники. Учителя официально устраиваются на другую работу и преподают втайне.

"Про это на оккупированных территориях никто из рашистов не знает. Они знают, что все уволились, что никто не работает. Если узнают такую информацию, не дай бог кто-то скажет, что там кто-то преподает в украинском каком-то учреждении, то все, человека никто не найдет", – рассказывает Ганна Бут.

Автор: Евгения Токарь.

©Настоящее Время. Все права защищены.