Історія подана мовою оригіналy

Мы с мужем уже 50 лет живем в Павловке, это Баштанский район. Мне 88 лет. Этой войны никто не ожидал. 

Было такое, что рядом что-то взорвалось – и все окна опустились, штукатурка висит. У нас дом не совсем старый, но штукатурка летела.

В первые дни войны к нам правнука привели. Недалеко от нас взорвался снаряд во дворе, и одного человека убило, а другого ранило.

И бедный ребенок десятилетний, когда начинало бахать, кричал: «Бабушка, скорее к стеночке!» Плакал и писался.  

Мы были в оккупации. Россияне ходили по домам с автоматами. Очень страшно было. Самолеты и ракеты летали. Это такой гул и дым! И неизвестно, полетит эта ракета дальше или над нами упадет.

С водой была проблема, а продукты у нас были. Сначала не было хлеба, мы пекли коржи. Никто же не думал… Мы не запасались. Тем более мы старые, почти никуда не ходим.  

Потом воду начали возить бочками, по бассейнам разливали. Из речки привозил племянник большим флягами. 

Помню, как в 1941 году к нам немцы зашли. Мне было еще пять лет, но было страшно. Немцев все боялись. А сейчас, вроде, и не боюсь. Мы уже свое отжили. За детей страшно. И когда оно летит – такой жуткий, противный гул. 

Потом нас освободили наши солдаты украинские. Мы сидели на лавочке, а они подъехали к соседям, потом этот хлопец к нам подбежал. Я готова была даже целовать его. 

Потом начали гуманитарную помощь давать, стало легче. Хлеб хоть и дорогой, но появился. А как мы этой зимой будем жить – не знаю.