Історія подана мовою оригіналy
Мне семьдесят лет. Я жила с родными в Мариуполе, на улице Куприна. 24 февраля пришла на работу в городской лабораторный центр, но мне сказали возвращаться домой и ждать особого распоряжения. Как только вернулась, начались обстрелы. Загорелись квартиры, одна – под нами, другая – сбоку. Наша квартира не сгорела, но разбита. Когда мы уезжали, лестничный проем висел на крючках.
Мы пошли к моей подруге на улицу Пушкина. Но у нее уже было двенадцать человек, поэтому мы ушли в следующий квартал, где жил знакомый моей сестры. Подруга не хотела отпускать нас. А позже мы узнали, что она погибла вместе с дочерью, внуком и теми людьми, которые были с ними в подвале. Упала бомба – их всех разорвало на куски.
Мы 41 день просидели в другом подвале. Нас было сорок человек. Первое время мы с невесткой ходили под бомбежками за водой. А потом перестали, когда возле родника люди погибли.
Вокруг все горело. Над нами летели самолеты и снаряды. Шли уличные бои. С моря летели крылатые ракеты. Когда мы вышли из подвала, увидели очень много могил. Потом собаки раскапывали их. Трупы по три дня лежали – некому было убрать их.
Мы готовили под обстрелами. От попадания снаряда в подвале начался пожар. Мы выбежали на улицу, потому что нечем было дышать. Ребята под бомбежками тушили пожар.
В нашем подвале был раненый парень. Он гнил. Потом ребята отвезли его на тачке в больницу на другой конец города. Врачи спасли этого парня.
Я похудела на пятьдесят килограммов. Еле двигалась. После удара по драмтеатру к нам пришла семья с ковидом. Мы заразились, а лекарств не было. Я очень тяжело перенесла болезнь.
Когда мы с сыном и невесткой выезжали, город был полностью разрушен. Под обстрелами оставалась Азовсталь. Мы выехали на эвакуационном автобусе в Докучаевск, а потом – в Донецк. Оттуда сами добрались до Крыма. Затем через Польшу и Германию вернулись в Украину. Сейчас живем в Киеве. Здесь проживает моя сестра. Она разыскивала нас. Внучка тоже в Киеве, а внук пошел воевать.
Я благодарна Фонду Рината Ахметова за очень хорошую гуманитарную помощь.
Сейчас самое главное, чтобы закончилась война. А потом Украина будет процветать. Хочется, чтобы освободили Мариуполь.