Історія подана мовою оригіналy
Леонид Викторович – бывший участник АТО. Он прекратил службу после серьезного ранения. Во время полномасштабного вторжения ему очень пригодились выработанные за период службы навыки держать себя в руках и быстро ориентироваться в критических ситуациях. Благодаря этому он и сам не попал в руки оккупантов, и смог вернуть в Украину свою семью
Мне 57 лет. У меня есть жена, 6-летняя дочь и двое взрослых сыновей, которые живут в Италии. Я три с половиной года воевал, пока в 2019 году не получил ранение. После этого работал диспетчером на таможне, на рынке Куприна. Жена с дочерью находились в Мариуполе, а я в Никольском ухаживал за мамой, которая перенесла инсульт.
В первый день полномасштабной войны я был на смене. Распустил все машины, отдал военным арестованные авто и поехал на Левый берег забирать семью, но жена уезжать отказалась. По Никольскому был удар, Волноваху уже били, а Мариуполь пока не трогали. И она с дочкой осталась, а я уехал в Никольское. 20 марта они в пять утра убегали из подвала, когда дом горел и земля под ногами дрожала. Их поймали россияне и отвезли в Донецк на фильтрацию.
Они сказали жене, что знают обо мне все: что я военный, какое у меня звание, где воевал.
Но поскольку я уже не контрактник, то супруге ничего не угрожало - у нее даже телефон не забрали. Вывезли ее с дочкой в какой-то поселок в Тульской области. Оттуда она смогла выйти на связь.
В Никольском начали ходить по домам и забирать участников АТО. Я занялся поисками сиделки для матери. Когда нашел, мне пришло сообщение от сына из Италии о том, что жена с дочерью находятся в России. Я уехал, проскочил 16 блокпостов. У них не было базы, они только татуировки смотрели. Я остановился у друзей в Виннице, позвонил сыну. Мы связались с тульскими армянами, и те за деньги вывезли мою семью. Дали взятку сотрудникам ФСБ, чтобы они пропустили жену и дочку в Эстонию. Сейчас мы вместе в Киеве. Я работаю на нашем оборонном заводе. Маму тоже вывез. Деньги в России делают чудеса. Наверное, если заплатить, можно и путина оттуда вывезти.
Когда еще был с мамой в Никольском, то приходилось справляться без света, газа и воды. Я воду из колодца носил, чтобы приготовить и постирать матери, она же лежачая. Старался печку топить, которая до этого лет 20 без дела стояла. Забор деревянный порубил на дрова. Соседи помогали продуктами.
Меня многое за время войны шокировало. Например, как российские военные своих же раненых и погибших переезжали танками. Как расстреливали гуманитарный конвой. Я это своими глазами видел.
Я профессиональный военный – у меня нет стресса. Я его испытал только во время первого и второго боя в 2015 году. Переживал, когда впервые друзей потерял. А сейчас мне даже не снится ничего. Никаких эмоций.
Квартиру нашу разбили. Надеюсь, что после войны будет компенсация. А война, на мой взгляд, закончится летом следующего года.