Історію подано мовою оригіналу

Мария выехала из Мариуполя вместе с соседями первым коридором, и уже позже узнала, что от ее квартиры в пятиэтажке практически ничего не осталось.

Мне 75 лет исполнилось недавно, я пенсионерка. Была своя квартира в пятиэтажке, а в основном жила с сыном - он в селе под Мариуполем жил, я ему помогала. Он инвалид был, ему 50 лет. Я уволилась и поехала к нему жить, помогала во всем. Выращивали кур, гусей, потому что надо было за что-то жить. 

К новому году, как всегда, порезали мы гусей, и решила я поехать домой, немного отдохнуть. Но неудачно упала и попала в больницу. У меня был ушиб позвоночника. У меня лечение было просто лежачее, и я попросилась домой. Там у меня ковид получился, поэтому я к сыну не поехала. Потом ко мне приехал меньший сын с семьей – двумя детками и женой, потом сват со свахой приехал, потому что у них на левом берегу повреждение дома было. 

В подвальном помещении под домом был компьютерный класс. Наши мужчины там навели порядок, сделали перегородки, как комнаты, и почти весь дом поселился в этом подвале. Я еле ходила, за мной там ухаживали. А на пятый день уже ни света, ни воды, ни газа - ничего не было. Мужчины ездили на машинах по воду, брали для всех, собирали дрова, возле дома палили костры – готовили кушать. В подвале с нами были и детки, и собаки, и кошки. Страдали ужасно. А потом как начали нас бомбить, то ой-ой!

Свата ранило - он подогревал на улице деткам водичку для чая, и его ранило в голову, в плечо и руку, но живой остался. Была хирургическая медсестра в подвале, она уколы делала. А медикаменты… Громили аптеки, магазины, и кто мог, оттуда забирал.  

Еды были запасы какие-то - на зиму же делали запасы, вот и питались все вместе, у кого что было. По крайней мере, мы не голодали. Везде стреляли и бомбили - это было страшно. 

Мы выезжали, когда первый коридор открыли. Тьма была машин, пока мы выехали. Все страшно боялись. Мы сначала в Бердянск приехали, он уже был захвачен, потом в Запорожье немножко побыли, потом собирались на Днепр. Должны были выезжать, а тут у нашего мальчика случился аппендицит. Мы еще были там четыре дня, а потом поехали в Днепр. 

Мы выехали 15-го числа, а сын приехал из Старого Крыма за нами в Мариуполь 16-го. В мой дом уже было два попадания, там практически все сгорело. Сейчас, вроде бы, этот дом ремонтируют. Когда сын обратно ехал, его в машине «снял» снайпер. Сын попал в больницу, ему там оказали помощь, а когда домой вернулся, там все разворовали, и он затосковал. Он не стал даже ездить за едой туда, куда ездили другие люди, и умер там через месяц. 

Нет, я и сейчас в стрессе, я не сплю. Организация ЯМариуполь помогает, а так - я в страшной душевной депрессии.