Історія подана мовою оригіналy
"Главная задача сейчас – говорить через свое искусство, доносить свидетельства того, что происходит в моей стране", – говорит Жанна Кадырова. Художница несколько раз представляла Украину на Венецианском биеннале современного искусства, а ее работы выставлялись в галереях и музеях по всему миру. Незадолго до начала полномасштабного вторжения российских войск в Украину Кадырова вернулась в Киев из Берлина, на конец февраля 2022 года у нее был запланирован паблик-арт-проект на юге Франции. После начала "большой" войны художница отказалась от всех проектов, не связанных с Украиной.
Журналисты Настоящего Времени встретились с ней в Праге, куда Жанна Кадырова привезла свою выставку UNEXPECTED.
"Мне казалось, искусство – очень слабая вещь в сравнении с танком"
"В начале полномасштабной войны я полностью разочаровалась в искусстве. Мне казалось, что я совершила большую ошибку, выбрав эту профессию, что искусство – это очень слабая, незначительная вещь в сравнении с танком, например. У меня, правда, было такое ощущение, что я очнулась после 20-летнего летаргического сна".
Вернуться к работе художнице удалось после того, как члены ее семьи выехали из Киева в безопасное место: "Я успокоилась, зная, что моя мама в безопасности. Как только они доехали до Германии, мы [с соавтором Денисом] начали думать: а что дальше? Нужно, наверное, что-то делать. Поскольку мы ничего другого не умеем – делать и продавать, чтобы помогать своим близким, своим друзьям и людям, пострадавшим во время войны. <...> Потом, когда все-таки [новые] проекты захотели видеть по миру, начали меня приглашать, я смогла помочь своим друзьям. Снова поверила в искусство и продолжаю им заниматься. Это очень личное – некоторые мои друзья-художники вообще не могут работать. В первый год [войны] родилось очень много проектов. Был выбран фокус выставки: нынешняя, современная Украина. Здесь - два года моей практики плюс работы 2014 года".
Список объектов в Украине, разбитых армией РФ. Выставка Жанны Кадыровой UNEXPECTED в "Рудольфинуме", Прага
UNEXPECTED: опыт беженства и противостояния
Выставка, рассказывает Кадырова, построена как последовательный рассказ: "Это мой опыт беженства: три месяца я провела на западе Украины. После жизни в столице, где у меня была мастерская, я переехала в маленький домик без нормальных условий. И вокруг меня были люди, которые никогда не встречались с современным искусством. Но я пробовала проводить выставки для них, пробовала что-то делать - это было очень важно, чтобы меньше думать о том, что происходит. Такой метод терапии".
Жанна Кадырова. "Паляниця"
"Проект "Паляниця" возник в связи с этим пребыванием на западе Украины, – продолжает художница. – Слово "паляниця" означает особый хлеб, который готовится, чтобы отметить какие-то события. Например, когда ты приглашаешь гостей к себе в дом, по старой традиции у тебя должен быть хлеб на вышитом рушнике. Это слово было символом в начале войны, потому что оно использовалось на блокпостах как проверочное – россияне не могут его правильно произнести. Оно стало символом нашего противостояния. И вот я нашла камень, пока гуляла вдоль речки, в селе, где жила. Мы [с соавтором] посмотрели на этот камень, поняли, что он похож на хлеб, и назвали его "Паляниця".
"Идея возникла буквально за секунду. Если паляниця – это "welcome bread", то моя паляниця – это, наоборот, хлеб для оккупанта, который невозможно съесть. Мы никого не приглашали в нашу страну. Плюс у этой работы гуманитарный характер, потому что сто процентов средств, которые я получаю благодаря проекту, я передаю на фронт. Мы уже купили больше 20 машин, я спонсирую дроны: мои друзья, медиахудожники, переквалифицировались и начали их паять. Я их поддерживаю. В масштабах войны это очень мало, потому что война – она как черная дыра, там никогда не бывает достаточно. Но хоть что-то, хоть как-то удается, и мне приятно, когда мне кто-нибудь пишет и говорит, что мои [купленные на средства от проекта] защитные очки спасли чьи-то глаза или бронежилет спас чью-то жизнь".
Жанна Кадырова. "Паляниця"
Проект Кадыровой объехал за два года около 40 выставок. "До этого у меня не было подобных успешных работ, – признается его создательница. – Он появился, когда я была в таком состоянии – это было что-то между медитацией и шоком. Если честно, я была бы счастлива, если бы этот проект никогда не появился, поскольку его спровоцировали трагические события".
Russian Rocket: "Я беру стикер – и наклеиваю его на окно общественного транспорта. Это "Кинжал", такими обстреливают Украину"
Художница вспоминает, как в селе на западе Украины, куда в начале войны она уехала из Киева, звучала воздушная тревога: "Сирену мы слышали даже в Закарпатье, где сейчас более-менее безопасно, по три раза в день. И если ракета не прилетит к тебе, но звучит сирена, она куда-то прилетает и кого-то убивает ни за что, убивает гражданских. <...> Кто-то хочет тебя убить только за то, что ты украинец".
Проект "Russian Rocket" ("Российская ракета"), созданный в 2022 году, – способ напомнить жителям других стран о том, что война в Украине реальна и люди там постоянно находятся в опасности, объясняет Жанна Кадырова:
"Очень просто – я беру стикер [в форме ракеты] и наклеиваю его на окно общественного транспорта. Автобус, такси, паром. Появляется иллюзия анимации, что ракета летит. Это реальная ракета – "Кинжал", такими обстреливают Украину. Конечно, этот проект – "на экспорт", я его реализую только в странах, по которым езжу. В Украине в этом нет смысла. Задача – напомнить людям, что кто-то живет под обстрелами настоящих ракет. Просто показать, что война не закончилась. И здесь у меня коллекция из разных мест: Индия, Тайвань, Венеция, Румыния, Турция – их много. Деньги, которые мы зарабатываем, по сравнению с "Паляницей" небольшие, но они тоже идут на нужды наших военных".
О решении остаться и продолжать работу в Украине после начала полномасштабного вторжения Кадырова говорит так: "Один раз у меня уже был опыт, когда в моей стране начали происходить трагические события, а я была за пределами страны. Был 2014 год, и я только приехала в арт-резиденцию в Бразилию, когда начались расстрелы на Майдане. Помню это состояние: я не находила себе места, не отходила от экрана компьютера, смотрела стримы, что происходит [дома], а вернуться из Бразилии быстро я не могла. Поэтому просто решила, что я не хочу пережить еще один такой экспириенс нахождения на расстоянии в такой тяжелый момент".
Художница не отделяет российское вторжение в Украину 2022 года от войны на Донбассе восьмью годами ранее: "Война действительно началась в 14-м году. Я отреагировала, создала несколько работ, и они частично представлены здесь, на этой выставке. Я тогда находилась в столице, и мы очень боялись, что фронт продвинется до Киева. Это и произошло, но через восемь лет. Мы тогда не понимали людей на востоке страны. Так, наверное, до конца не понимают нас здесь, в мирных частях Европы. Это опыт, о котором очень тяжело говорить, поэтому я как раз верю, что через искусство можно донести больше информации на уровне ощущений, чем просто словами".
Проект Жанны Кадыровой Russian Rocket на выставке в Праге
Некоторые работы, рассказывает Кадырова, "объединены геополитическим контекстом": "В своих поездках я презентую проекты, пытаюсь рассказать, что происходит в Украине. 2014 год, когда был аннексирован Крым, и началась война на востоке Украины. Есть абстрактные работы, просто мои размышления о границах – что только одна полоса может отделять страну, в которой царит мир, от страны, где разрушается, полностью уничтожается жизнь людей и культура, история".
"Мои друзья, которые были художниками, барменами, музыкантами, пошли защищать меня"
Два проекта, отобранные для выставки в Праге, – "Выстрелы" и "Безопасная война", – представлены в одном зале. Над первым Кадырова начала работать еще в 2014-м.
"Выстрелы" – это абстрактные круги и квадраты [из керамической плитки], расстрелянные из автомата Калашникова. Когда я работала над этим проектом, я изучала силу выстрела. Был вопрос – что происходит с телом человека, если так разрушается используемый материал?"
Жанна Кадырова. "Выстрелы"
Материалы для проекта "Безопасная война", созданного в 2023 году, художница собирала в разных регионах Украины, в частности в Киевской и Харьковской областях. "Все эти объекты были элементами быта. Заборы, ворота, крыши. Этот металл потом сваривали в такие минималистичные скульптуры и красили в белый – самый белый, какой только я могла найти".
Жанна Кадырова. "Безопасная война"
"Эти работы – критика отношения к нашей войне извне, – объясняет Кадырова. – После того как я начала скитаться, я столкнулась с разными мнениями, как люди понимают то, что происходит у нас в стране сейчас. Этот проект – комментарий. Он называется именно "Безопасная война", так как [для людей в других странах] это нечто абстрактное, минималистичное, что-то, обо что нельзя порезаться. Потому что все эти острые, рваные дыры, которые появились на металле от разорвавшихся снарядов, покрыты краской – и она как будто сгладила все самые острые элементы".
Жанна Кадырова. "Безопасная война"
Материалы для работ Кадырова часто собирает в прифронтовых зонах: "Мои друзья, которые раньше были художниками, музыкантами, барменами в клубах, – все эти люди взяли в руки оружие и пошли защищать, в первую очередь, меня. Так как проект "Паляниця" приносит деньги, на них я покупаю вещи, необходимые этим людям. Они в благодарность берут меня с собой в те места, куда гражданским ездить запрещено".
На вопрос, почему для нее важны эти поездки, Кадырова отвечает так: "Это мое решение, так как я работаю с этим материалом. Это небезопасные места однозначно, но в Украине нет безопасных мест. Просто часть моей работы. Это все равно что спрашивать у художника, почему он использует масляную краску".
Жанна Кадырова. "Беженцы"
Работы Жанны Кадыровой не только из металла, бумаги и камня. В проекте "Беженцы" арт-объектами стали растения, которые художница "спасала" во время поездок в прифронтовые зоны: "Я собирала их с лета 22-го, в этом зале вы видите документацию: на фотографиях они в том состоянии, в котором я их нашла в Харьковской области. Все растения "жили" в социальных учреждениях – школы, библиотеки, медицинский центр. Я просто увидела, что они живые, и забрала себе. Потом они начали путешествовать – как настоящие беженцы: уже были в Ганновере, Мюнхене и вот приехали в Прагу. Вы видите, что их состояние – не идеальное, они переживают транспортировку, не слишком приятную, но они живые. Проект "Беженцы" я специально оставила в последнем зале, так как это некая надежда на то, что жизнь победит – и что мы по-прежнему есть. Мы тоже немножко как эти растения, не в самом лучшем состоянии, но продолжаем жить”.
Жанна Кадырова. "Беженцы"
©Настоящее Время. Все права защищены.