Історію подано мовою оригіналу

Муж Надежды каждый день ездил на блокпост, просил разрешения выехать, но военные никого не выпускали из города. Он вывез семью з Мариуполя на свой страх и риск

Мне 58 лет. Родилась и всю жизнь прожила в Мариуполе. Работала главным бухгалтером, потом - на заводе «Азовэлектросталь» начальником смены. Есть семья, до войны было все хорошо. Меня называли патриотом Мариуполя - я всегда возвращалась туда.

24 февраля мы услышали взрывы, но особого внимания не придали, потому что у нас в течение восьми лет обстрелы были, и мы слышали все, уже привыкли. Когда сказали, что началась война, мы не поверили. В первый и второй день даже не сильно волновались. 

В начале войны мы собирались у дочери моей умершей сестры. У нас был запас: еда, вода, детское питание было, памперсы. В начале мы не ощущали катастрофы, потому что в частном доме жили. Когда выключили электричество, нехватка света, связи сразу стала ощущаться. Газ еще был, и вода еще была тогда, в самом начале. Выезжали мы очень трудно: под бомбежками с детками, очень переживали. 

Сначала муж ездил на блокпосты, просил, чтобы выпустили нас. Город был уже окружен, закрыт. Нас не выпускали. 

В очередной день, в начале марта, муж поехал на блокпост – а поста уже не было. Там все черное, обгоревшее стояло, задымленное. Солдаты наши стояли черные. Это страшное зрелище. Мужа в очередной раз не пустили. Он пришел и сказал: «Будем ждать, что делать». 

Дети стали бояться взрывов. Обстрелы почти не прекращались. Мужу позвонил друг, сказал: «Андрей, выезжай». Друг наш выехал в сторону Запорожья. Когда мы подъехали к нашему посту, опять не выпускали. Но мы уже были все вместе: вещи погрузили, детей взяли, потому что невозможно оставаться. Дети стали плакать. Ночью был сильный бой, и муж решил как-то выезжать. Опять не выпускали, но он сказал солдатам, что назад не вернется - детки маленькие плачут. Солдаты сказали: «Это ваш выбор». Мы поехали. Вокруг все сгоревшее было. 

Доехали до танков русских - они от города стояли в двух километрах. Нас обыскали, документы посмотрели и пропустили дальше. Мы одной машиной выехали. 

Это чудо Божье для нас было. Ни колонны, ни коридора никакого не было. Мы в сторону Запорожья выехали. 

Сначала мы доехали до Ровно, два с половиной месяца там пожили у друзей, потом в Полтаву вернулись. У нас тут сын живет с женой. А муж родом из Полтавы, поэтому мы остановились сейчас здесь. 

Когда я вспоминаю прошлое, как выезжали, как начиналось все… Я не могу спокойно слышать рев сирен - у меня внутри все обрывается. Преодолеваем стресс, жить же надо дальше. Все будет хорошо.