Історія подана мовою оригіналy
Мне 71 год. Я жила в Мариуполе. Работала учительницей. Когда начались обстрелы, мы со знакомой прятались в коридоре квартиры, потому что в подвале не хватало места на всех. Не было никаких коммуникаций. Для меня самое страшное – отсутствие света. Я боюсь темноты. Хорошо, что у нас были свечи.
Вода замерзала в квартире, так во время обстрела вылетели окна. Укутавшись, мы несколько ночей лежали в коридоре. В комнатах было не только холодно, но и страшно находиться. Стены коридора хоть немного защищали нас.
За пару дней до нашего отъезда российский самолет сбросил бомбу во двор. Возле подъезда восемь человек готовили еду на костре. Все они погибли на моих глазах. Дом ходил ходуном. Наша квартира разбита вдребезги. После этого мы поднялись в пустую квартиру на четвертом этаже. Входная дверь в была разбитая, но зато окна целы. Мы были там две ночи, а потом позвонил наш близкий знакомый из Киева и сказал, чтобы мы немедленно уезжали. Если бы не он, мы бы и не уехали: смирились с тем, что могли погибнуть.
Меня шокировали соседи. Они даже не скрывали того, что ждали россиян. Еще и распространяли слухи о том, что город разбили наши солдаты. Также я в шоке от директора школы, в которой работала, и от коллег. Директор сказал, что ему все равно, какие песни будут петь дети.
Учителя заставляли школьников учить гимн россии. На классных часах рассказывали, что Мариуполь – территория россии, что она никогда не была и не будет украинской. В нашей школе осталось очень мало педагогов с нормальной гражданской позицией.
Мы не знали, как безопаснее выехать из города. Нам повезло, что парень из соседнего дома вывозил семью. Он показал нам дорогу. Мы ехали в машине без стекол, а на улице была минусовая температура. Над нами кружили самолеты. Мне казалось, что они сбросят бомбы и от нашей небольшой колонны ничего не останется. Натерпелись страху, пока выехали.
Когда мы приехали в Запорожье, незнакомые люди накормили нас, предоставили квартиру, в которой мы смогли помыться и отдохнуть. Даже стекла поставили в машину. Я была тронута такой заботой.
Нам посоветовали поехать в Винницу. Я была приятно удивлена чуткостью жителей этого города. Все время буду вспоминать их добрым словом. К нам очень хорошо отнеслись. Наилучшее впечатление осталось от Винницы.
Мы не знаем, что с нашим жильем, но все равно ждем освобождения Мариуполя и хотим вернуться домой. Надеемся, что в следующем году война закончится.