Історія подана мовою оригіналy
«План до конца света» - так в шутку называли журналисты мою разноцветную таблицу с планом сюжетов для ТВ.
В феврале было совершенно понятно, что «снимаем и выдаем в эфир» до 1 апреля, да и в целом до конца года картина была ясна в общих чертах. Это я тогда так думала…
23 февраля, отправив ребенка в школу, я села за эту таблицу: уточняла, дополняла, короче, с удовольствием возилась. Не смейтесь, я люблю стратегии, планы и таблицы. На выходные записалась на маникюр, а главное – договорилась с сестрой о встрече. Обе живем в Киеве, но видимся крайне редко: работа, семья, словом, все как-то некогда. Пошла паковать давно купленные подарки для ее детей – у них скоро Дни рождения.
По ходу посмотрела на две сумки: первая – если бежать в подвал; вторая – если срочно выезжать из города. Пережившие 2014 год поймут: все самое нужно помещается в один чемодан.
То есть в 2014-м мне, конечно, казалось, что для жизни нужно много одежды, обуви, косметики и прочего. Но выехав тогда в одном сарафане «на две недели», к вещам стала носиться философски.
Честно говоря, вообще не верила, что в Киеве могут быть боевые действия. Но собранные вещи – это как рефлекс. В коридоре даже стояли стулья с вещами, которые наденем, если вдруг бежать.
Еще помню, что 23 февраля решила не экономить на образовании.
Минувшим летом-осенью прошла гарвадский курс The Architectural Imagination. Доступ к нему был бесплатным, а по итогу можно получить диплом, но это стоит 199$. Хотелось очень, но в приоритете – другие расходы. Короче зажала. Убедила себя, что монетизировать эти знания не смогу.
Но теперь решила потраться и купила большой аудио-курс Лондонского университета по истории и восприятию архитектуры. И прямо представляла, как буду ходить по расцветающему весной Киеву и слушать этот курс. И что поразившие меня вещи потом буду обсуждать с подружками в уютных кафешках. А главное – буду рассказывать все это на встречах с родителями, которые в Киеве живут недалеко от меня. Наши душевные встречи без повода и обсуждения, кто из нас что сейчас читает, казались мне обычным явлением нормальной жизни.
После рабочего дня перебрала огромную кучу анализов и обследований моего ребенка, выбрала самое главное – чтоб получилась в папка, которая в «чемодане беженца» займет меньше места.
Помню, что сидела на полу и думала, что совсем уже «перебдела», готовясь к «вторжению», которого точно не будет…
…. А утром наступила война. Наверное, пройдет много месяцев, пока я смогу написать о кошмарах следующих недель. Пока же молюсь, чтобы война закончилась, родные выжили, и я снова могла их обнять.
А еще надеюсь, что «План до конца света» не прервался, а просто – на паузе. Как и все остальное, что было частью нормальной жизни...
Спасибо, Наталья Емченко, за идею делиться не только бедами, но и воспоминаниями о последнем дне до войны. Мы обязательно вернемся к нормальной жизни. Спасибо, Anna Belokur и Оксана Шевченко-Дудченко, за чудесное фото под мирным небом.
Этот пост написан для Музея "Голоса Мирных".
Все, кому есть, что рассказать, – присоединяйтесь.