Історія подана мовою оригіналy

Потерять все и сразу – дом, планы на лето, мечты… Любовь Товкач с мужем до последнего держали за руку любимый город. Но спустя месяц жизни без света, воды, газа, связи, с постоянными обстрелами и бомбежками, когда каждое мгновение могло стать последним, - семья уехала из Мариуполя...  

А ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА

Месяц в Мариуполе:

Это фото было сделано в первый день войны, 24 февраля 2022 года, у нас дома расцвела орхидея, нежно белого цвета, я выставила фото в сторис с пожеланием доброго утра!

Ну как доброе? Утро добрым и тихим не было, потому что с самого утра были слышны близко взрывы, дрожала люстра на потолке, мы включили новости по телевизору и оказалось, что началась война...

Позавтракали, попили кофе, Саша приступил к работе, у него как раз был выпуск газеты, у меня тоже должен был быть прием. Но как-то все так неспокойно было, хотя мы привыкли к обстрелам, так как живём на окраине Мариуполя, за нами уже видна Сартана. Но я все равно отменила прием, извинилась перед клиентами, пообещала перенести на ближайшее время.

На душе было очень неспокойно и тревожно.

Накануне вечером мы ходили в кино в Порт-Сити и видели, как огромные фуры вывозили технику и вещи. Это как-то насторожило, но мы привыкли к тому, что живём на линии фронта, и решили, что это просто перестраховка.

Нам никто не говорил про эвакуацию из города, никто не предупреждал, что здесь будет АД!

Хотя многие сами уехали, но много и остались, в том числе и мы - держала работа, дом. 

Моя мама живёт в селе под Мариуполем, она позвонила и спросила - может вы приедете? Я говорю: «Ма, пока спокойно, у нас две собаки, пять котов и Сашины родители живут напротив нас, как мы бросим всё?»

Кума, которая живёт на Левом берегу, позвонила и спросила: «Вы не собираетесь уезжать, может быть, мы с вами вместе в село?».  В общем, приняли решение, что остаёмся, пока все более-менее спокойно.

На всякий случай поехали в «Грацию» за запасом продуктов - очередь километр, ладно, думаем, приедем позже, пусть очередь рассосётся. У нас люди всегда поддаются панике, это мы уже проходили в 2014 году, подумала я.

Зашли в "Галю Балувану" и набрали полуфабрикатов - вареников, пельменей, голубцов, думаю, вот и хорошо, будет запас еды. За бензином уже были большие очереди и не на всех заправках он был. Стояли в очереди два часа, чтобы заправить 20 литров. Больше бензина не давали.

По аптекам - километровые очереди, я принимаю гормональный препарат на постоянной основе, как раз нужно было его покупать, но везде были такие очереди, я Саше говорю, та ладно, потом купим, люди с ума посходили, что ли, не будут же они скупать все подряд.

Это была пятница, второй день войны. А вечером выключили свет и, оказалось, что это навсегда.

И все наши полуфабрикаты, и мясные продукты оказались под угрозой. Спасали их, как могли, - в основном усиленно ели, чтобы не пропало.

Продуктов вечером не купили, так как магазины все были закрыты. Лекарство тоже не приобрели, многие аптеки были уже закрыты, а там, где открыты, очередь уже не километр, а пять километров. Я осталась без лекарства, которое мне нужно принимать ежедневно....

1 марта началось самое страшное, как мы думали – с 11.00 до 12.00 начался обстрел. Мы легли на пол возле кровати, накрыли головы подушками и час молились и плакали.

Пол и стены дрожали, было очень страшно, такого мы ещё не слышали.

Потом, когда немного утихло, мы побежали узнать, как родители. Заходим в дом, а свекровь говорит: «У отца в комнате упала люстра». И так спокойно это говорит, как будто это обычное явление. Мы начали уговаривать их уехать. Мама сказала: «Нет, если хотите уезжайте, мы останемся дома».

Мы приняли решение выехать в город, все-таки в городе спокойнее, как мы тогда думали. У нас уже был собран чемоданчик заранее, и мы выехали на своей машине в сторону города под обстрелами.

Связи уже практически не было, у меня возникла мысль пересидеть в салоне на Кирова, только никак я не могла дозвониться хозяйке, чтобы предупредить, что мы приедем, так как салон был на сигнализации.

Мы остановились возле салона, простояли минут пять. Саша дозвонился коллеге, которая живёт в центре, и она пригласила нас к себе переночевать. Мы поехали к ней.

Приезжаем и она рассказывает, что только что был прилёт ракеты на Кирова во двор и оказалось, что это был тот дом, где мы стояли пять минут назад.

Убило мальчика, который гулял во дворе дома с собакой, мы его видели, когда сидели в машине и пытались дозвониться хозяйке салона. Так что Анастасия Дмитракова, Сашина коллега, в этот день спасла нам жизнь.

МЕСЯЦ, КОТОРЫЙ ЗАБРАЛ ВСЕ, КРОМЕ САМОГО ЦЕННОГО... 

Не буду писать обо всех ужасах, которые мы переживали ровно месяц в Мариуполе - без света, воды, газа, связи, с постоянными обстрелами и бомбежками. Как мы разжигали костры, чтобы приготовить еду и закипятить чай, как собирали дождевую воду и снег, как наши мужчины ходили на криницу за водой, их не было по часу, а мы с Сашиной сестрой молились, чтобы они вернулись живые…

Слава Богу, не голодали, еда была, - наши три семьи объединились в доме под заводом Ильича, с толстыми стенами. Но все равно дом дрожал и подпрыгивал, когда рядом ложились "Грады" и бомбили авиацией завод и каждый раз боялись, что это будет последний день нашей жизни.

Ложились спать – молились: «Слава Богу! Прожили день…». И вставали утром с молитвами - проснулись и живы!

Запомнилось 8 марта, я нашла вафельные коржи, думаю: «Так, я не знаю, будет ли у меня ещё 8 марта, а торт обязательно будет!»

Намазала коржи малиновым вареньем, нашла шоколадную пасту, присыпала сверху орехами и шоколадом. Вкуснее торта мы ещё не ели! Так что 8 марта у нас было и ещё много раз будет!

Саша подарил мне самодельную открытку, которая, к сожалению, осталась там, но в памяти сохранилась навсегда.

С каждым днём становилось все тяжелее и опаснее. И мы не знали, как выбраться из этого АДА, потому что не было информации, как выехать под постоянными обстрелами, и куда....

Мы видели, как люди убегали с детьми с Пентагона, когда бомбили их район ранним утром, пылали многоэтажки. Накануне мы ходили к себе домой на Волонтеровку покормить собак и проверить дом, пошли через Пентагон, но не дошли, потому что начался обстрел, и мы попросились в подъезд, чтобы "пересидеть".

Месяц в Мариуполе:

Сидит беременная девочка в подъезде, лет двадцати. Она спросила, откуда и куда мы. Мы говорим, что живём в районе Первой больницы. Она спрашивает, а вы не знаете, беременных принимают в больнице, мне рожать на днях? Я говорю, что не знаю, осталось несколько врачей и много беженцев в больнице. Она тогда говорит - значит будем дома рожать...

На следующий день люди бежали из этого района, я вспомнила об этой девочке... Где она, как, что с ребенком? И сколько таких беременных осталось в городе?

На детей я не могла смотреть без слёз, если были конфеты в рюкзаке - раздавала. И впервые за все время подумала, что может и хорошо, что у меня нет ребенка, я бы с ума сошла, если бы с ним что-то случилось.

А ещё я начала есть хлеб после Мариуполя, впервые за месяц я его пробовала у мамы в селе - такого ароматного и душистого хлеба я ещё ни разу не ела, она его выпекла в хлебопечке, я его только вдохнула, и у меня закружилась голова, теперь у меня хлеб - это вкус мирной жизни.

И первую ночь после Мариуполя мы спали и боялись, - почему так тихо? Вдруг сейчас начнется?!... Моя мама поседела, постарела - почти месяц мы были не на связи, в неизвестности, мы тоже переживали очень за них, что у них там под Мариуполем...

Ещё хочу сказать СПАСИБО всем людям, знакомым и незнакомым, которые нам помогали, люди Мариуполя объединились в общем горе - просто здоровались, общались, предлагали друг другу помощь, делились продуктами, лекарствами, водой, угощались кофе.

Нам даже шампанское в одном подъезде предлагали, но мы любезно отказались, но этот момент тоже запомнился, т.к. люди делились последним... Моим боевым подружкам, которые были рядом - … Надеюсь, что все у вас хорошо, обязательно с вами увидимся.

Мы выбирались из Мариуполя нелегко и с приключениями - без вещей, машины, два дня в пути…

Но то, что мы все остались живы, прошли такие испытания, которые, как мне казалось, в мирной жизни невозможно пройти, потеряли все, что у нас было, это был как страшный сон, который до сих пор не заканчивается - это просто чудо! ВСЕ, ЧТО НАС НЕ УБИВАЕТ - ДЕЛАЕТ НАС СИЛЬНЕЕ!!!

Начинать все сначала очень тяжело, но понимаем, что самое ценное, что мы сохранили и вынесли из этого АДА - это жизнь! 

Я не фотографировала за тот месяц ничего, хочу поскорее забыть этот ужас, но понимаю, что не смогу забыть это никогда....

МОЙ КОКОН

Этому фото два года, мы купили эти качели на мой ДР. Каждый день отдыхали в них, ужинали, проводили время с котами и собакой Альфой, которую убило осколком снаряда.

Месяц в Мариуполе:

Мы мечтали, строили планы, верили в лучшее...

Этой зимой я мечтала, как придёт весна и мы будем, как и раньше отдыхать в нем, мечтать, копаться в любимом садике, сеять петрушку и укроп...

И вот мы лишились своего КОКОНА, своего любимого ДОМА - все осталось в прошлой жизни, там, где идёт война - жестокая, беспощадная, где гибнут люди и, наверное, нет будущего...