Історія подана мовою оригіналy
Альберт Синьков – житель Сватово Луганской области (сейчас находится под российской оккупацией). В мае 2023 года он возвращался из Германии в Украину через Беларусь, и тут попал "в плен". Почти два месяца Альберт и его друг пробыли в гомельском ИВС. Материал телеканала "Настоящее время".
Белорусская служба Радио Свобода рассказывает историю Альберта Синькова, поговорив с его женой Инной. Сам он после пережитого не готов разговаривать с журналистами.
"Муж оставался дома, потому что дома без хозяев обворовывали"
"Когда весной 2022 года Сватово оккупировали россияне, жить там стало невозможно. Я с ребенком поехала в Германию. Муж остался дома, потому что если у домов нет хозяев, их россияне грабят, вывозят все в Россию. Тем более, там мать Альберта осталась", – объясняет Инна.
Она говорит, что долго не видела мужа, он не мог приехать к ним. Но через некоторое время Альберт все же добрался до семьи. Потом снова решил ехать назад, в Сватово, чтобы забрать часть вещей.
"Встретился как раз с другом, тоже из Луганской области, тот предложил вместе ехать на автомобиле. Решили ехать через Беларусь, чтобы было быстрее – через Литву был большой крюк. И поехали 16 мая. Проехали границу Польши с Беларусью, а в Гомельской области их задержали", -– рассказывает Инна.
"Никто ничего за почти два месяца не объяснял"
Инна говорит, что на ее мужа и его друга сразу надели наручники, забрали машину, а их отвезли в изолятор временного содержания (ИВС).
"Еще сказали, мол, не волнуйтесь, завтра вас отпустим. Но никто не отпустил. Мы "пробили" по своим связям и узнали, что они сидят в гомельском ИВС, без каких-либо обвинений, без уголовного или какого-то другого дела", – добавляет супруга Альберта.
Она звонила в гомельский ИВС, но дежурный ответил, что такого человека как Альберт Синьков у них нет. Тогда Инна нашла женщину-адвоката, и та смогла выяснить, что украинцы действительно в ИВС, но защитники им не нужны, так как ни административного, ни уголовного дела в их отношении не заводили, а за решеткой держали "до выяснения обстоятельств".
"И вот они просто сидели. Условия, говорит муж, были ужасные. Кормили горячей водой с капустой на дне. Шутил потом, что страна считается картофельной, а он картошку за почти два месяца в изоляторе не видел, не давали. Когда они с другом уже просто голодали и начали барабанить в двери, чтобы им дали хоть что-то поесть, то охранники на них накричали: "Мы вас сейчас побьем", – рассказывает Инна.
По ее словам, через знакомых удалось передать для Альберта и его друга передачу. "Приняли не все. Но Альберт говорил, что они с таким удовольствием ели обычный хлеб с приправами! У них было чувство, что это сало".
Инна добавляет, что милиционеры цеплялись к ее мужу по разной мелочи. "Говорили: "Почему вы так много ездите, почему столько штампов в паспорте?" Рассматривали фотографии с семейных праздников в телефоне и говорили: "Вот как вы едите, какие богатые у вас столы!" Что это, к чему? Не знаю", – удивляется женщина.
"С вещами на выход" – и всё"
Альберт с другом пробыли в гомельском ИВС около двух месяцев. Однажды конвойные открыли двери и сказали: "С вещами на выход!", – рассказывает Инна. "Никто ничего не пояснил, никаких документов. Что это вообще было? Может, что-то хотели накопать на них, да не нашли ничего".
В итоге Альберту поставили в паспорт штамп о запрете на въезд в Беларусь на один год, а его другу – на 10 лет.
"Автомобиль им отдали и сказали просто: "Валите нах.. отсюда!" И они вернулись через Беларусь и Польшу в Германию. Теперь и через Латвию ехать страшно, потому что российские пограничники тоже зверствуют на границе", – говорит Инна.
Она удивляется, что в Беларуси такие порядки. "С мужем сидел человек, который где-то поставил лайк, так уже, говорил, восемь месяцев сидит. Это что-то непонятное. Как можно жить в такой стране вообще, где и слова сказать нельзя?"
Оригинальный текст – на сайте белорусской службы Радио Свобода.
Автор: Радыё Свабода.
©Настоящее Время. Все права защищены.