Історія подана мовою оригіналy

У жительницы села Первомайское от обстрелов пострадал дом, двор, автомобиль. Несколько раз и сама Зоя Михайловна чуть не становилась жертвой военных действий, которые шли с двух сторон ее родного села.

У нас до войны в селе еще жил сын мой с женой. С началом боевых действий они уехали в Киев. Муж мой вынужден выезжать на работу, потому что в селе работы нет. Он работает вахтовым методом, потому что работать нужно. Ну, мне как-то повезло больше, я здесь в селе. Живу, работаю, вот. Всю войну мы здесь прожили, пострадали при обстреле у нас, разрушения.

До войны я работала в Донецке на казенном заводе резино-химических изделий. Утром пришли мы на остановку, ждали автобус. Слышим, что возле села Нетайлово идет бой, и хорошо так слышно. У нас здесь по прямой аэропорт недалеко, там тоже все неспокойно было. Мы позвонили на работу и спросили: «Что нам делать?» А нам говорят: «Что вы придумали, едете на работу!» Мы приехали на работу, а у нас режимное предприятие, все серьезно. Пришли на рабочие места – и приходит наш начальник цеха, говорит: «Быстренько переодевайтесь и езжайте домой».

Я живу по соседству с детским садиком. В 2017 году, ночью, во время обстрела снаряд упал в этом садике. Вокруг вообще очень много снарядов упало.

В нашем доме за хозпостройки вообще не говори, а входная дверь была разбита, стена посечена осколками, окна разбитые, крышу осколками разбило. Нашу машину сильно побило, забор вообще вдребезги разлетелся.

Ударная волна вошла в дом, залетели осколки, печку мне разбили, шкаф кухонный.

С соседкой однажды вышли поговорить.

Мы с ней на улице стояли, как слышим - свистит. Мы на землю упали, бегом поползли, расползлись.

Однажды я собралась идти на огород, а тут подруга пришла, мы с ней задержались, присели. А тут опять обстрел. Ну как раз в мой огород снаряды и ложились.

Приходилось и в подвалах сидеть. Был такой случай у нас: вроде бы и стреляли не сильно, терпимо, но в нас была тревога, мы понимали, что это перекрестная стрельба идет. И я говорю маме: «Ой, мама, пошли в подвал, наверное». Мы только спустились, я ее там посадила, говорю: «Ты одевайся, а я пойду посмотрю, что там».

По ступенечкам поднимаюсь, и как только открываю дверь на улицу - в этот момент приземляется снаряд. Мне показалось, что он упал у меня совсем рядом. Свет в эту секунду для меня потух - и вот этот момент я не помню. Я только помню, что стою внизу и руками вокруг себя пробую и думаю: «Как я оказалась здесь внизу, как я пробежала эти ступеньки?»

Было нам очень тяжело, были большие перебои с электроэнергией. У нас один раз 1,5 месяца не было электроэнергии. Потом газа не было весь отопительный сезон. По поводу перемещения вообще жуть. Ни въехать, не выехать, не приехать, ни уехать.