Історія подана мовою оригіналy
В результате российских обстрелов количество разбитых окон в домах украинцев оценивают в миллионы. Из-за войны в стране растут цены на стекла, а строительная отрасль за время вторжения России в Украину так и не смогла полностью наладить производство. Но это лишь одна из причин. Материал телеканала "Настоящее время".
Ракета разорвалась в паре сотен метров от салона красоты Людмилы. "Сразу, где-то в семь часов, начали писать и звонить клиенты, которые предлагали помощь: говорили, что мы придем, девчата, не волнуйтесь, мы с вами", – рассказывает Людмила. Общими усилиями за полдня закрыли оконные проемы OSB-плитами – ставить новые стекла слишком дорого. К тому же оказалось, что найти их – не такая уж и простая задача.
С началом полномасштабного вторжения России украинские стекольщики сократили свое производство в два раза. Причин несколько. Во-первых, покупать некому: строительная отрасль, на которую приходилось большинство заказов, замерла.
Во-вторых, нарушилась логистика. Большинство иностранных окон доставляли морем.
И третья причина: все стекло, из которого в Украине делали готовые окна, было импортным.
"У всех известных производителей стекло было производства России, и им было выгоднее возить стекло из России к нам, – рассказывает руководитель ассоциации участников рынка окон и фасадов Украины Алексей Бубнов. – Мы отказались от поставок из России и от белорусского стекла и перешли на более качественное стекло, европейское". Но европейское стекло дороже.
За последний год украинские оконщики начали наращивать темпы производства: в стране стали строить новое жилье, наладили логистику через польскую границу. Оконщики говорят, что могли бы делать еще больше, материалы есть. Но помимо "новостроя", спрос на окна небольшой: цена кусается. СЕО компании GLASSO Сергей Пасечник объясняет это тем, что в Европе подорожали энергоносители, а они касаются ПВХ-профиля и стекла.
Ольга Васильевна так бы и жила с OSB-плитами вместо стекла, если бы не волонтеры. Во двор ее многоэтажки прилетела ракета или ее обломок. И она, и сотни ее соседей остались без окон.
"Я одела халатик, стою в коридоре, там все бахает, мы с кошкой Маней тут стоим. А потом думаю: надо хоть кофейку попить, на работу надо идти. И когда была взрывная волна, меня дверью на кухне как вынесло в коридор", – вспоминает Ольга Васильевна.
Вставить новые окна в ее трехкомнатной квартире – минимум тысяча долларов, сумма неподъемная. Помог фонд GEM.
GEM (Global Empowerment Mission) – американская некоммерческая благотворительная организация. Одна из ее миссий – помощь Украине в связи с войной, а именно замена окон, поврежденных в результате российской агрессии.
Координатор фонда Александр Бобенко рассказывает, что ежемесячно волонтеры фонда монтируют по всей Украине более семи тысяч оконных конструкций. Дома и квартиры, где появятся новые окна, отбирают тщательно. "Идет коммуникация с местной властью по последствиям. Идет отбор на уровне руководства", – говорит Александр Бобенко.
Ольга Васильевна попала в такой список и очень вдохновлена: "Как можно при таком всем еще и опустить руки?! Вместе мы - сила!"
Через три недели новыми окнами будет блистать и салон красоты Людмилы. Пока их ждут, на OSB-плитах написали, что салон работает. Благодаря этому салон и прославился в киевских чатах как символ несокрушимости духа.
"Возможно, вы знаете, было такое выражение на листовках во время Второй мировой войны о помаде: "Губная помада – это ваше оружие. Вы солдаты тыла". [Вот мы и написали], чтобы люди понимали, что мы работаем дальше, чтобы вдохновлялись, – рассказывает Людмила. – Чтобы женщины и дальше могли приходить и получать хотя бы маленькую радость".
Автор: Борис Сачалко.
©Настоящее Время. Все права защищены.