Історію подано мовою оригіналу
Александр Алексеевич с супругой не выезжали из Славянска. В начале войны приходилось прятаться в подвал от обстрелов и носить воду на пятый этаж
Мне 70 лет, я уже на пенсии. Инвалид третьей группы с 2001 года. Занимаемся с женой хозяйством. У нас огородик небольшой летом, а зимой почти ничего не делаем. Мы в Славянске живем уже больше 40 лет. Когда война началась в 2014 году, мы здесь были. И в эту войну, которая в 2022 году началась, тоже никуда не выезжали. Мы уже люди пожилые. Куда нам ехать и зачем?
Начались обстрелы, тревога звучала. Прятались в укрытии. У нас девочка-соседка работает в полиции, и она нам сообщала все время, мол, смотрите, сейчас тревога, нужно в укрытие спрятаться. Прятались в подвале, собственно, как и все соседи.
Поначалу у нас вообще ничего не было. В Славянске отключили газ, прекратилась подача воды. Рядом с нами есть скважина - приходилось каждое утро идти туда за водой. Я набирал бутыли пластиковые и носил на пятый этаж. Лифт не работал. Света часто не было. В общем, тяжело было жить. Да и не жили мы. Когда украинские войска отогнали россиян от Славянска, то жизнь наладилась. Газ нам дали, свет есть, вода, отопление. Все работает.
Я даже не предполагал, что в ХХІ веке может произойти такое. Это ужасно было. Да и сейчас все на нервах постоянно. Перед сном успокоительные принимать надо, потому что по-другому не заснешь. Лекарства очень дорогие в аптеках. Пенсия небольшая и у меня, и у жены. Но нам хватает.
Очень помогает государство гуманитаркой. Нам ее привозят разные организации, и церковные в том числе. Очень часто ее раздают, и это нас спасает. Можно было бы и не выжить с такими пенсиями, как у нас, но сейчас нам хватает всего.
Выезжало очень много людей, город практически пустой был. А сейчас очень многие вернулись и снова в своих квартирах живут. Мы живем в девятиэтажном доме. Я вижу по почтовым ящикам, что треть из них полны документов. Их никто не забирает - значит, людей дома нет. То есть 30% людей еще не вернулись, а 70% - уже тут. Еще это видно по транспорту, который стоит во дворе. Раньше перед домом пусто было, а сейчас много очень машин стоит. Работы, конечно, в Славянске нет для молодежи. Разрушено много предприятий. Люди перебиваются, кто как может. Многие уехали только из-за работы.
Больше всего мне бы хотелось, чтобы здоровье не ухудшилось резко. Чтоб, не дай Бог, инсульт не случился, к примеру. Не хочу валяться и доставлять трудности своей жене и родственникам. О чем сейчас можно мечтать? О том, чтобы война закончилась, и дети продолжали учиться в школах, а не так, как сейчас, – по Интернету. Чтобы у людей работа была.