Історія подана мовою оригіналy
Надежда Александровна вспоминает все трудности, которые пришлось преодолеть в оккупированном Мариуполе. Больше всего они с мужем волновались за детей.
Я уроженка города Донецк. После начала боевых действий на Донбассе, пришлось уехать в Мариуполь. Поселились в центре города, работали, все было хорошо. У меня двое несовершеннолетних деток. Дочь очень любила садик, сыну очень нравилась школа. И вот вновь пришла война, и снова пришлось уезжать. Дочь до сих пор очень скучает по друзьям.
В нашем районе в Мариуполе было более-менее безопасно. Но все же бои дошли и до нас. Мы жили на восьмом этаже девятиэтажного дома. Дочери приходилось спать в ванной, сыну – рядом на раскладушке, а нам с мужем – в коридоре.
Бывали такие периоды, когда можно было спуститься на двадцать минут, чтобы подогреть кастрюлю воды. Вода была настоящей роскошью, а теплая уж тем более.
Люди из нашего подъезда очень сплотились. Дружно пилили дрова, вместе все чинили, помогали друг другу. Были мужчины, которые просыпались рано, разводили костры во дворе. Но настал период, когда мы уже не могли себе это позволить. Тогда осталась одна самодельная печь на весь подъезд, на которой мы по очереди подогревали еду. Мы ее сделали из кирпича. Она была широкая, сразу на несколько кастрюль. И вот кто утречком встанет, тот разжигает, чтобы к приходу остальных уже все было готово. Меня очень порадовало такое сплочение. Все друг с другом познакомились, породнились.
По ночам больше всего пугали самолеты. Дом шатался, как картонный. В какой-то момент балкон вылетел. Мы даже обутые и одетые все время мерзли. Детей я не пускала ни в какие комнаты, потому что было очень опасно. Все время находились в коридоре или в ванной.
Если полчаса было затишье, то напрягались, волновались: почему так тихо? Был полный информационный вакуум. Мы не знали, что и где происходит.
Для меня было дикостью отсутствие еды и то, как люди ее добывали. Происходили мародерства. Просыпался какой-то первобытный инстинкт. Находясь там, мы думали только о том, чем накормить детей и как их обогреть.
Первый раз мы пытались выехать 7 марта, но не получилось. Не было зеленого коридора. Очень много людей собралось на стадионе в Приморском районе. В итоге все разъехались.
Когда были попадания непосредственно в дом, мы приняли решение уезжать. Соседи тоже решились. Собралось машин пять или шесть, и на свой страх и риск мы поехали.
На выезде из города уже образовалась большая колонна. Мы 27 часов ехали до Запорожья. Слава Богу, добрались благополучно. Затем я уехала в Днепр.
За пару дней до нашего отъезда, выезжали другие соседи. Поскольку мы жили на восьмом этаже, то иногда получалось словить связь. Вот мы с ними и созванивались, узнавали, через какие населенные пункты они ехали, как удалось добраться. Тогда и сами решили выбираться. По дороге запомнились жуткие пейзажи, страшные места.
Я работаю всего лишь на 2/3 ставки. Основной источник дохода – работа мужа. К сожалению, очень дорого обходится аренда жилья. Очень помогает гуманитарная помощь. Особенная благодарность за поддержку центру «ЯМариуполь». Я вожу туда дочь на разные бесплатные мастер-классы, ей нравится.
Семья, дети, мир – это самые большие ценности, потому что все остальное нестабильно, скоротечно, изменчиво. Дети – наше будущее, смысл. Естественно, хочется мира. Верим, что он в скором времени наступит.