Історія подана мовою оригіналy
2014-2015 г.г.: четыре точки соприкосновения с войной, которые, Слава Богу, не стали точками невозврата.
1. Я плохо помню ту апрельскую дату 2014-го, но хорошо помню звук летающего над центром Мариуполя боевого самолета. Это была попытка штурма воинской части по проспекту Нахимова. Наша квартира находилась на последнем этаже дома и этот звук нельзя было заглушить никакими стеклопакетами.
Мы не понимали, что конкретно происходит, но то, что это не гражданская авиация делает вираж за виражом над Центральным районом - это было очевидно. Был дикий страх от того, что ты понимаешь - от снаряда сверху не спрятаться в глухих комнатах без окон, хотя это самая первая инструкция при обстреле: уходить от окон, ложиться на пол и ждать. Здесь такой алгоритм действий не поможет. В доме было подвальное помещение, но где гарантия, что в случае самого худшего сценария ты не окажешься под завалами?
Пока мы решали, что все-таки стоит делать, звук постепенно отдалился и мы принялись обзванивать родственников. Это была первая точка соприкосновения с войной. Она положила начало новым поведенческим реакциям и ускоренному информационному поиску в случае каких-либо подозрительных событий или ситуаций. С этого момента пошла первая волна эмиграции людей, которые боялись за родных и детей.
2. Вторая точка соприкосновения не заставила себя долго ждать - это было 9 мая 2014 года, когда о Мариуполе узнал весь мир, потому что события, происшедшие здесь, относятся к терактам, потрясшим всю мировую общественность, и преступлениям, которые были до этого дня в разделе «невозможные», «невероятные», «этого не может произойти в Мариуполе, в Украине, потому что этого в принципе НЕ МОЖЕТ произойти».
С этого некогда светлого праздника Великой Победы теперь началось новое летоисчисление для нашего города, для всей нашей страны. События того дня опять напрямую коснулись нашей семьи: мы должны были поздравить пожилых родственников-ветеранов с праздником Великой Победы, а затем отправиться с друзьями на пикник. Муж вышел за машиной в гараж и через 10 минут я услышала первый выстрел.
Я нарушила все инструкции и подошла к окну, выходящему во двор: за огромным тополем стоял мужчина в гражданском с автоматом, он подавал какие-то сигналы кому-то, кто был вне поля моего зрения. Я побежала к другому окну, выходящему на улицу: там я увидела много людей, бегущих по направлению к Досаафу. Затем – вторую шеренгу бегущих людей. Похоже, это была погоня.
Я сразу же позвонила мужу: где ты? Уходи с центральных улиц быстрее, как угодно, но только быстрее! Слава Богу, он уже был в одном квартале от гаража, хотя это расстояние ему показалось гораздо бОльшим, потому что он уже вовсю слышал выстрелы.
Вслед за выстрелами стали слышны и залпы тяжелого орудия. Это начался штурм ГУВД. Там были люди. Начался пожар… Пошли сообщения о первых убитых…. Чем завершился этот день, мы все знаем и помним. Только каркас здания устоял и стал памятником уже новой войны. Пришло понимание, что ты не все можешь осознать и контролировать, что ты не все решаешь в своей жизни сам, что жизнь больше не будет прежней…
3. Я хорошо помню эту дату - 24 января 2015 года. Обстрел Восточного. Наши знакомые, друзья и просто земляки, живущие в этом густонаселенном районе, попали под обстрел. Это было субботнее утро, когда люди выходили прогуляться, на рынок за продуктами, одним словом, на улицах было много людей.
Лично я готовилась к дню рожденья мамы - 25 января, поэтому и помню эту дату отчетливо хорошо. И вот, утром, со всех сторон начали поступать звонки: где вы? Что вы? Вы в курсе, что происходит??? А произошел масштабный теракт, унесший много жизней и покалечивший много судеб. Многие тогда собрали вещи и уехали. Кто навсегда, кто вернулся.
Я тоже посматривала в сторону сложенных стопочкой документов, потому что бессилие перед войной в этот день переполняло мой разум. Но что-то останавливало прежде, мы дали себе время и в этот раз.
4. А еще была Сартана… Опять обстрел мирных людей, застигнутых снарядами в похоронной процессии… По мирным бить больнее всего: ответ мгновенно не последует…
Нет семьи в Мариуполе, которой нечего сказать по поводу войны. Мы с вами хорошо понимаем цену мирного неба над головой. Но новейшая история Мариуполя показывает, что ДАЖЕ ПОСЛЕ САМОЙ ТЕМНОЙ НОЧИ НАСТУПАЕТ РАССВЕТ… И те, кто волевым решением остался здесь, знайте -
НАШЕ СОЛНЦЕ ЕЩЕ НЕ В ЗЕНИТЕ!