Історія подана мовою оригіналy
Ольга Степановна все военное время пережила в родном селе Дроновка. Вспоминает, как приходилось сидеть без света и без хлеба. Как и для большинства мирных жителей, начало обстрелов в четыре часа утра стали полной неожиданностью и шоком. Несмотря на все сложности, женщина старается подарить людям улыбку и отвлечь их от мыслей о войне.
Война – это страшный ужас. Тяжело переносить и видеть, как страдают люди и плачут в ожидании чего-то худшего. Мы в селе были без света, без хлеба, хлеб не возили нам, люди боялись, что здесь бомбили. Я видела самолёты, вертолёты, я не одобряю эту войну. Вообще, я за мир и не хочу войны. Да, мы мало пережили, все наши деды скажут, что они пережили. Но то, что мы видели – это ужасно. Даже сложно представить, как это полтора месяца жить без света, без воды, без ничего. Очень страшно.
Люди скидывались на хлеб. Когда его привозили в село, мы запасались. Люди выпускали животных, коровы гуляли по улицам. Слышала, что и в ближайших селах тоже скотину выпускали и она убегала.
Люди уезжали из поселка, отправлялись кто куда. Я оставалась здесь, мне некуда ехать. Бывало, что идешь по улице, а вокруг бомбят, все свистит. В селе пострадало много хат.
У нас в селе живут дедушка и бабушка. Она позвала деда попить чай, на костре сделала. И как только он вышел из дому, как его завалило, это ужас!
Спасибо, помогли люди, конечно. Поддерживали, кто чем мог. Вот это сплоченность! Это беда! Это надо увидеть, это надо перенести! Я не одобряю эту войну. Я не хочу обидеть ни ту, ни другую сторону. Мы все люди с одной земли, у нас мать – это наша земля. Она нас породила, она нас, конечно, в своё время и заберёт, но мы должны жить и дети наши должны жить в мире, в добре.
Война началась в 2014 году. Я как-то не вдаюсь в эти цифры, но она была неожиданной. В четыре часа утра услышала грохот в районе Северского Донца, там были взрывы. Мы выходили, смотрели. И здесь был взрыв, не знаю, кто взрывал, что, зачем, но мы ходили, опасались. Я видела этот снаряд, где разорванное. Всё это ужасно, страшно. У нас была одна высокая местность в селе, и мы могли общаться только там. Нигде телефоны не принимали, мы их заряжали кто где мог.
Я никуда не выезжала, у меня парочка коз. Спасибо козам – дают молоко, хоть кусок хлеба кушаешь. Но Вы знаете, хлеб люди брали, конечно, в ожидании. Было такое, что люди могли печь или не печь. Кто как мог доставал пропитание. И спасибо Ринату Ахметову, дай Бог ему здоровья, дай Бог ему всё. Он так нас спас. Мы ведь полностью оказались без продуктов. Всем на свете людям спасибо, которые нам помогали. Нам давали продукты на человека. Многим давали помощь. Мы очень благодарны этому человеку!
Я оптимист, а не пессимист. Я верю, что войны не будет. Я хочу мира и будет мир – когда, я не знаю, но я с этой надеждой живу. Я чувствую себя в безопасности, потому что у нас нет здесь ничего. Сейчас не стреляют, но где-то стоят солдаты, где-то какая-то охрана.
Я хочу, чтобы был прежний мир! Я не хочу войны, и никто не хочет! Все люди хотят жить, и детки, и старенькие бабушки.
Я как никогда хочу мира! В детстве рассказывали о военных действиях, о 9 мая. Молодежь не понимает, она не видела, она не слышала, как наши предки погибли за нас, как отдали свои молодые годы. Это был как бы рассказ, это ничего. А когда мы увидели, когда услышали. Да, может кому-то это не понятно, но то, что я увидела – это ужас, страх, смерть! Не хочу войны! Я хочу мира! Человек имеет право жить на этой земле.
Мудростью молодежь не научишь, она не поймёт. И не расскажешь, пока она сама не пройдёт этот курс, испытание. А вот мы, постарше, научилась понимать людей, люди может не хотят понимать этого, но хочется делать людям больше добра.
Я скажу, что я научилась делать. Вот в этом году в нашей Дроновке хотели сделать праздник святого Николая, потом Новый год, Рождество Христово, 8 марта. Я делаю поделки, рисую разные цветы, шью костюмы – и я довольна. Мы дали людям возможность улыбнуться, чтобы уйти от мыслей о войне. Мне это понравилось. Я очень рада и ни о чем не жалею.
Люди разные. Кто-то желает добра, кто-то зла и на этом зле живёт. А я, например, ничего не хочу. Я только хочу мира и добра, и чтобы светило солнце и было голубое небо. Чтобы дети радостно гуляли, все прыгали, скакали. Чтобы все люди били оживленными, а не в ожидании чего-то страшного…