Історія подана мовою оригіналy
Несмотря на повторяющиеся ракетные удары, школы в Харькове продолжают работать, в частности, в метро. Занятия под землей – пока единственный безопасный вариант. Много школ в Харькове разрушено российскими обстрелами. О работе таких подземных учебных заведений и об учителях, которые продолжают выполнять свой долг, сюжет Юлии Жуковой. Материал телеканала "Настоящее время".
Салтовка – самый большой и самый разрушенный спальный район Харькова. До начала полномасштабной войны здесь жили около полумиллиона человек. Мария Матюша, учительница младших классов, вернулась домой из эвакуации с двумя детьми год назад.
"Когда мы вернулись, парковка была почти пустая, а сейчас иногда не знаешь, куда машину поставить", – говорит она.
Близость к российской границе и регулярные обстрелы города ракетами женщину не остановили, так сильно хотелось вернуться домой.
"Что мне нравится в Харькове, что жизнь не останавливается. Стреляют – ну и стреляйте. Все своими делами занимаются, и все", – смеется женщина.
После очередной утренней российской атаки как в ни в чем не бывало Мария Александровна собирается на работу в школу, которую построили прямо на станции метро. Увидеть свои первоклассников для нее как глоток свежего воздуха.
"До этого я работала онлайн, – рассказывает она. – А потом, когда узнала, что будет метро-школа, я туда сразу пошла. Потому что так легче. Ты хотя бы видишь их. А так, через экран, что-то не получается – сразу в слезы. И что ты сделаешь?"
Мария Александровна показывает последствия прилетов по ее дому: соседний подъезд горел, разбитые окна в многоэтажке забиты фанерой.
"Вот даже видно, куда прилетело – воронка еще осталась, – комментирует она. – И у нас осколками было вынесено окно на кухне. В комнатах пластик. Как оно не загорелось – одному богу только известно".
Воздушная тревога в Харькове продолжается, а Мария Александровна едет на первый урок на своей машине. Сирена здесь звучит настолько часто, что женщина ее уже просто не замечает.
"Я уже даже не слежу, потому что все работает. Если в других городах все закрывается, магазины, например, то в Харькове это все работает. Жизнь продолжается", – говорит Мария Александровна.
Тем временем автобус с сопровождающими на остановке забирает детей. И хоть утро в городе было громким, первоклассники едут в подземную школу с позитивным настроем.
"Я думаю, что детям – ничего, а нам очень страшно за детей, – признается сопровождающая Наталия Веприцкая. – Должны в случае чего сориентироваться, где укрытие, куда деть детей. В душе молимся, чтобы довезти их целыми".
Мария Александровна встречает своих учеников уже под землей, на входе в метро-школу. Классы там оборудовали в служебных помещениях метрополитена, они расположены над платформами, где курсируют поезда. Есть климат-контроль, интерактивная доска, игровой уголок. А звукоизоляция настолько хорошая, что шума от поездов, которые проезжают мимо станции, вообще не слышно.
"Когда я зашла первый раз в класс, я растерялась. А что мне с ними делать? Их так много. Уже отвыкла за два года от детей в классе. Они ко мне привыкали. Я к ним привыкала. А сейчас так классно, когда они прибегают из автобуса, обнимаются сразу, конфеты, сердечки приносят. Готовы хоть на край света, чтобы их обняли, потискали. Это очень классно", – говорит Мария Александровна.
Хотя уроки проходят в сокращенном формате, за это время учительница старается дать первоклассникам максимум: научить их читать, писать, считать и, главное, общаться между собой.
"Эти первоклассники не ходили в садик, они не адаптировались к общению с одногодками, им было это тяжело. Мы первые месяцы только учились общаться и дружить" – делится Мария Матюша.
Дети в Харькове учатся в две смены. День – в метрошколе, день – онлайн из дома. Такие классы расположены на пяти станциях метро. Кроме учителя в классе есть несколько помощников и детский психолог.
Смена Марии Александровны и ее первоклассников заканчивается в полдень. Уже через час в этот класс придут на учебу другие дети.
После уроков Мария Александровна показывает класс, в котором работала до полномасштабной войны. Тут все как будто застыло во времени, остались детские тетради и книги. Марии Александровне пока сложно представить, когда здесь снова зазвучит детский смех, но уже через день она снова увидит своих первоклассников не через экран компьютера, а за школьными партами в подземке. И это дает ей маленькую надежду на то, что когда-нибудь все будет, как раньше, до войны.
Автор: Юлия Жукова.
©Настоящее Время. Все права защищены.