Історія подана мовою оригіналy
Оля – проводница плацкартного вагона. Яна – старшая по СВ-вагону. Обе работают на самом опасном железнодорожном маршруте Украины – "Херсон – Краматорск": по сути, это поезд сообщением "война – война", так как его начальный и конечный пункт находятся в прифронтовой зоне. Корреспондент Настоящего Времени Борис Сачалко проехал по этому маршруту и поговорил с пассажирами и проводницами поезда о том, не боятся ли они на нем ездить и о чем мечтают. Материал телеканала "Настоящее время".
Оля и Яна – из Николаева. Вечером 23 февраля 2022 года они выехали в Киев, где их и застала полномасштабная война. Поезд, на котором работают проводницы, первым начал вывозить из столицы людей. В купейном вагоне, который вмещает до 36 человек, в первые дни российского вторжения ехало 130 пассажиров.
"Когда люди из Ирпеня и Бучи убегали, мы их вывозили, – рассказывает Оля. – И они все эти ужасы рассказывали. А я такая слушала и понимала: ну это у людей от страха глаза большие. Потом, когда освободили Бучу и Ирпень, все увидели, что там, я курить начала. Я десять лет не курила, с началом войны закурила".
После эвакуационных рейсов бригада проводников меняла один маршрут на другой. И только этим летом их назначили на самый тяжелый рейс "Укразализныци". Это именно их поезд попадал под обстрел в Херсоне, именно их вагоны горели. Но маршрут не отменили.
Весь маршрут поезда "Херсон – Краматорск" можно поделить на два этапа. Большая часть пассажиров едет из Херсона в Киев либо из Киева в Краматорск – и в такой же последовательности обратно. Столица Украины является связующим звеном между двумя фронтовыми городами в разных частях страны, Херсоном на юге и Краматорском на Донбассе. Киев стал той точкой, которая кардинально меняет настроение в вагонах.
"Честно говоря, тяжело [уезжать], – признается пассажир поезда. – Дома все-таки дома. Конечно, в следующий раз лучше бы насовсем домой, не только на десять дней".
По признанию проводниц, теперь в поезде ездят по большей части военные. Из Киева в Краматорск военнослужащие ВСУ едут и в СВ-вагоне Яны, и в обычном плацкарте Оли. Обе проводницы говорят: солдаты изменились.
"Настроение изменилось у ребят, конечно. Они жалуются постоянно, что нечем воевать, нет техники, оружия. Тяжело", – признается Яна.
"Многие жалуются, что мы бедные, несчастные. Вроде бы все плохо, все надоело, все болит, – отмечает Оля. – А потом зайдет человек на протезах или военный. И ты видишь это и думаешь: "Боже, у меня еще цветочки, а как им?"
В прифронтовом Краматорске у поездной бригады есть 30 минут, чтобы навести порядок в вагонах, и рейс отправляется обратно. Перрон прифронтового города – нечто особенное в этой поездке.
"Хотелось, чтобы муж вернулся домой, так как ждем ребенка, – признается одна из провожающих, еле сдерживая слезы. – У нас только разговоры о ребенке. Желаем, чтобы была скорейшая победа. Больше ничего не надо. Чтобы муж был дома... "
"Находим время, чтобы хотя бы раз в год увидеться, правда", – говорят военный и его спутница.
"Я постоянно приезжаю, – коротко отвечает мужчина в форме. – Я все бросаю и приезжаю..."
На обратном пути из Краматорска в Херсон атмосфера в вагонах меняется – поезд едет в тыл, солдаты едут в отпуск – с вещами, спальниками и бесконечными улыбками.
"Дома ждет жена, двое детей, – улыбается пассажир. – Тут бы обнять, увидеть, что тут рассказывать?! Одни эмоции – дома с детьми увидеться".
К вечеру поезд приезжает в столицу. Практически все пассажиры, едущие в тыл, выходят из вагонов. И заходят новые, едущие на войну, на юг Украины. И где-то посередине между Краматорском и Херсоном – в Киеве – такие разные Оля и Яна мечтают об одном и том же.
"Раньше, конечно, была романтика дороги, – говорит Яна. – Сейчас немножко у людей настроение не то. Не то настроение. Потому что война. Потому что это все болезненно. Для каждого человека".
"Вы знаете, наверное, самый яркий момент будет, когда будет мир, – делится Ольга. – Я даже флаг иногда с собой беру украинский. Вдруг - победа, а я без флага!".
Автор: Борис Сачалко.
©Настоящее Время. Все права защищены.