Історію подано мовою оригіналу

До полномасштабного вторжения России в Украину Анна работала в крупном салоне красоты в Днепре. Как и многие, с началом полномасштабной войны украинка испытала настоящий шок. Сейчас она продолжает работать парикмахером, но уже в Вильнюсе. Найти работу в другой стране, говорит Анна, получилось не сразу: "В Литву мы приехали в начале марта. Здесь адаптировались: ребенок пошел в школу, я – работать. Пошла не сразу, где-то через месяц-полтора пошла на работу, так как была депрессия". 

Попасть на эвакуационный поезд из Днепра до Львова Анна вместе с дочерью смогли не с первого раза. На вокзале женщине стало плохо с сердцем, прохожие вызвали скорую помощь. "Забрали в реанимацию. Лежала там четыре дня. Первые дни я лежала в одном отделении, потом в этот же день нас перевели в другое. Не помню, как называется, вообще не по профилю, скажем так. В то отделение, где мы лежали, в кардиологии, завозили раненых. Мест не хватало", – вспоминает украинка.

После этого Анна решила подать в суд на Россию. В иске украинка отмечает, что из-за сердечного приступа на вокзале у нее возникли хронические проблемы со здоровьем: теперь ей нельзя заниматься спортом и нужно регулярно принимать медикаменты. В заявлении Анна указывает, что проблемы со здоровьем у нее возникли из-за пережитого стресса на фоне российского вторжения в Украину.

Одна из главных задач иска, говорит Настоящему Времени юрист и муж Анны Игнат Кучерин, – создание прецедента: "Чтобы те, кто находится сейчас в Украине, тоже могли подавать в суд и получать свои решения со своей ситуацией. И когда каждый гражданин свою ситуацию закрепит решением суда, неважно где, неважно в какой стране, я думаю, это впоследствии можно будет положить в суде над военными преступниками российскими в основу приговора".

Ответчиком в суде от Российской Федерации выступает представитель посольства страны в Литве. Взыскать в пользу Анны планируют 137 миллионов евро. Такая позиция, говорит Игнат Кучерин, построена на прецеденте в том числе бывшего сотрудника компании Tesla Оуэна Диаса, который более полугода подвергался расистским оскорблениям на работе. Присяжные удовлетворили его иск на сумму 137 миллионов долларов – суд урезал компенсацию до 15 миллионов.

Но, повторяет юрист, главная цель иска его жены – не деньги, а создание прецедента: "Я думаю, что каждый гражданин вправе подавать на Российскую Федерацию исковое заявление. Не могут быть страдания человека, который на протяжении почти года живет в состоянии войны: без света, без воды, без газа, без нормальных условий, на которые имеет право каждый человек. Не могут быть эти страдания меньше, чем страдания человека, которого на протяжении восьми месяцев называли оскорбительным словом на букву "н".

Суд Литовской республики уже принял к рассмотрению заявление Анны Кучериной из Днепра. Даже если, говорит ее юрист, исковые требования не будут удовлетворены в Литве, семья намерена идти в Европейский суд по правам человека. В российском посольстве, куда обратилось Настоящее Время, иск комментировать не стали и предложили написать официальный запрос.

Автор: Роман Васюкович.

© Настоящее Время. Все права защищены