Історію подано мовою оригіналу

С начала полномасштабного вторжения более восьми миллионов жителей Украины бежали в Европу. Согласно данным ООН, более миллиона из них – в Венгрию. Как и в других страх ЕС, здесь беженцы могут получить временную защиту, которая позволяет найти жилье, получить медстраховку и ежемесячное финансовое пособие.
Настоящее Время поговорило с Анной с Запорожья, которая  после полномасштабного вторжения оказались в Венгрии с сыновьями, – о трудностях, тоске по дому, школах, медицине и новой жизни.

Семья Анны до начала полномасштабной войны жила в городе Запорожье. Муж занимался бизнесом – производством нержавеющих изделий для кафе и ресторанов. Сыновья Герман и Марк учились в спортшколе на отделении гребного спорта. Сама Анна 25 лет преподавала в университете на факультете политологии и права.

23 февраля 2022 года позвонил брат мужа и предупредил о возможном нападении России.

"Мы совсем не были готовы к войне. Наш ребенок в это время находился в Харькове на сборах. 24 февраля я проснулась в шесть утра от пропущенных вызовов родителей. Наши дети попали под самое пекло обстрела в Харькове", – вспоминает Анна.

В этот же день почти все родители юных спортсменов из Запорожья поехали за детьми, которые прятались в подвале от российских ракет. Анна с мужем остались ждать дома, так как их машина сломалась.

"24 февраля мы занимались мониторингом, что происходит в дороге: не было бензина на заправках, были дикие пробки. Я благодарю все силы, которые помогли им добраться живыми домой", – рассказывает Анна.

После возвращения сына семья Анны переехала к ее маме и жила только новостями: "В те дни мы не могли нормально ни есть, ни спать. У нас в Запорожье не было больших прилетов, но когда они были, это было настолько страшно, что мы не можем это забыть до сих пор".

Через несколько дней украинская Федерация гребли сообщила, что есть несколько мест, куда спортсмены могут переехать для продолжения тренировок. Анна выбрала Будапешт: там жил ее старший 25-летний сын и племянница, которые могли бы помочь мальчикам с адаптацией. Сама Анна тогда не планировала оставаться в Будапеште. Семья собралась за два часа и поехала на вокзал. На эвакуационном поезде добрались до Львова, там пересели в машину тренера и вместе с еще двумя школьниками-гребцами направлялись к границе с Польшей. По дороге выяснилось, что тренер должна остаться в Украине, и Анне пришлось везти четверых детей в Польшу одной. К 25 марта Анна и дети добрались в Будапешт.

Анна с сыновьями

Анна с сыновьями

С помощью Федерации гребного спорта детей расселили в одном из клубов в комнатах, где спортсмены обычно ночуют во время соревнований. Владелец производства весел купил детям все необходимое, а родители местных детей-спортсменов привозили еду, овощи и фрукты. Так как никого из взрослых с эвакуированными украинскими детьми не было, Анна решила тоже временно остаться в клубе.

Вскоре закончился взятый в начале войны отпуск, и Анна начала преподавать онлайн. Возобновились занятия в школе и у детей – в украинской - тоже онлайн.

"У нас был распорядок дня сложный: утром у нас уроки, потом нам нужно ехать на обед, потом у них тренировки. А вечером мы все равно куда-то хотели пойти, увидеть что-то, потому что мы каждый день думали, что поедем домой", – рассказывает Анна.

Но вскоре детей помогли устроить в местные хорошие школы, а сама Анна стала чувствовать себя в Венгрии как дома. Когда к сыновьям и жене удалось перебраться и мужу, Анна поняла, что ни она, ни ее близкие не хотят никуда уезжать: "Я полюбила Будапешт всей душой. Здесь очень красиво, чудесный воздух и такая атмосфера, которая мне понятна".

Живя в Будапеште, Анна замечает в основном доброжелательное отношение местных жителей, которые оказывают им огромную помощь в непростое время:

Сыновья Анны Герман и Марк

Сыновья Анны Герман и Марк

"Те люди, которые нам помогают, они бесценны. Я помню, несколько человек приезжали, чтобы привезти детям одежду, еду, даже бытовую технику - просто потому что хотели помочь. Кто-то подарил велосипеды, у нас они до сих пор в гараже стоят. Потеплеет - дети будут ездить на них в школу. Кто-то нас возил в бассейн, так как хотели, чтобы мы отдохнули. Одна венгерская семья даже нас пригласила отметить Рождество вместе с ними. В магазинах, конечно, к нам относятся по-разному, поэтому мы стараемся ходить за покупками с мальчиками, которые знают английский".

Семья получает пособие по безработице и пособие для детей – около 50 тысяч форинтов ($139). На жизнь этого, конечно, не хватает. Муж Анны использовал разные возможности подработать, а совсем недавно нашел постоянную работу в Геде в подрядной корейской организации. Сама Анна берется за любую работу: от клининга и услуг няни до проведения соцопросов для различных организаций.

"Мы быстро поняли, что, если мы зарабатываем деньги, можем позволить себе их потратить. С этим мне было тяжело смириться, потому что мы всю жизнь на что-то копили. Я никогда не жила для себя и мальчишкам во многом отказывала. Сейчас я этого не делаю, они покупают все то, что они хотят", – говорит Анна.

В ближайшее время о возвращении в Украину семья не думает. У мальчиков большой прогресс в спорте, муж Анны вышел на работу, а сама она планирует поступать учиться на программу докторантуры и уверена, что найдет себя в Будапеште.

Автор: Айдай Чекирова.

© Настоящее Время. Все права защищены