Історію подано мовою оригіналу
31-летняя Александра из Киева была вынуждена уехать из Украины сразу после начала полномасштабного вторжения. Шестого марта 2022 года она уже была с пятилетним сыном в Польше, а оттуда добралась до Латвии и сейчас живет в Риге. Материал телеканала "Настоящее время".
В Киеве у ребенка остался отец – бывший муж Александры. По словам собеседницы, сын постоянно поддерживает с папой связь: перед сном они вместе чистят зубы и играют в онлайн-игры.
По образованию Александра социальный работник. В Латвии она организовала группу психологической поддержки для мам и детей, которые выезжали из Украины или, наоборот, возвращались на родину. Через нее проходили в том числе семьи, которые насильно вывезли в Россию.
"Наверное, никто из нас не мог оставаться безразличным в этой истории. Как раз-таки сплоченность нам много чего дала в начале войны", – говорит Александра. Сейчас запрос на кризисную психологическую поддержку семей становится меньше, но Александра продолжает помогать бежавшим от войны украинцам: организовывает встречи для женщин и игры для детей. Сама ежемесячно переводит деньги на нужды фронта.
Александра с сыном
Ощущения спокойствия в Риге у Александры пока не появилось. Она все еще живет в ожидании дня, когда можно будет вернуться с сыном на родину, а пока работает с психологической травмой, которую получил из-за войны ее ребенок.
"Из-за тех обстрелов, которые сын слышал, у него начались проблемы с ЖКТ, которые не позволяют ему сейчас пойти в школу, – рассказывает женщина. – Он начал ходить на носках. Все это из-за страха. Мы не можем его успокоить. В шесть лет у меня сын был в депрессии. Невролог даже прописал ему лекарства, которые поднимали настроение".
После переезда в Латвию Александра с сыном ненадолго приезжали домой и как раз застали периоды постоянного отключения света в Киеве. Эти блэкауты тоже повлияли на состояние мальчика. "Это был тревожный опыт. Мы в столице Украины жарили еду на костре, чтобы накормить ребенка. Потом передавали ее соседям-пенсионерам. Ничего не работало, резко могли выключить свет, продукты, как в средневековье, вывешивали за окно, чтобы они не испортились", – вспоминает Александра.
Для нее было важно максимально социализировать сына в новой стране, поэтому в Латвии он сразу пошел в садик, где у него уже появились друзья. Мальчик учит латышский язык, а сейчас готовится к поступлению в украинскую школу.
Для Александры важно сохранять национальную культуру, пока они с сыном живут вдали от дома. Она старается носить украинскую символику на улице, а сейчас учит сына украинскому языку. Женщина говорит, что иногда сталкивается с агрессией со стороны части русскоязычного местного населения, но не придает этому особого значения. В садике дети тоже иногда конфликтуют на этой почве.
"Война влияет и на детей тоже. Я понимала, что в садике будут дети разных национальностей, поэтому сразу сказала сыну: "Ты слышал какие-то разговоры про войну, про русских. В садике такие темы поднимать нельзя, потому что дети не виноваты в войне". В общем, стараюсь все сделать, чтобы не было буллинга, но к сожалению, не все родители придерживаются такого мнения", – говорит Александра.
Автор: Карина Меркульева
© Настоящее Время. Все права защищены