Історію подано мовою оригіналу

Оксана с мужем уехали из родного дома, чтобы спасти ребенка. Соседи провожали их с немым вопросом в глазах: «Свидимся ли еще когда-нибудь?»

Моя мама и бабушка – коренные харьковчанки. Я родилась тоже в Харькове, училась в Харькове, окончила Железнодорожную академию, пять лет проездила. Последние годы мы с мамой, мужем и ребенком жили совсем близко от города – в поселке Васищево. Была счастливая спокойная жизнь, все нас устраивало, никто не обижал, не притеснял, никакие нацисты. Я общаюсь на русском языке, потому что у нас регион русскоговорящий, но прекрасно знаю украинский язык, умею общаться на украинском языке и писать. Я ходила в школу русскоязычную и в институте нам преподавали практически все пары на русском языке. Но сейчас я стараюсь переписываться на украинском языке и общаться больше – такое желание сейчас начало появляться. 

24-го числа я не спала всю ночь, у меня было состояние неспокойное, и под утро услышала взрывы. Сначала подумала, что это какие-то учения, потом поняла, что нет. Встала, вышла на кухню и увидела в окно вспышки.  Последний раз так ударило, что сработала сигнализация в машинах, дом задрожал весь. Я позвонила мужу - он в другой области работал - и сказала, что у нас стреляют. А он такой сонный говорит: «Это учения, писали же в интернете, ложитесь спите». Я открыла в вайбере местную группу нашего поселка - а там люди пишут, что что-то взрывается. Поняла, что это не шутки. Муж перезвонил через полчаса, говорит: «Никуда не выходите, это не только у нас. Началась война». 

Это состояние сложно описать словами, этот страх и тревогу. Больше всего я боялась за ребенка – ему было два с лишним года. Я не знала, куда с ним бежать, что делать, мне не хотелось ни есть, ни пить. Пока муж ехал с работы домой, разные мысли лезли в голову. Мы были втроем: я, мама и ребенок. Конечно, на нервах очень много мы передумали и пережили. 

Сначала не собирались уезжать, выдержали в такой обстановке трое суток - бегали в подвал соседнего дома. Но поняли, что этот подвал абсолютно не приспособленный под укрытие, потому что там один выход и опасно. Почитали советы в интернете, что лучше в доме найти две стены или в ванной прятаться. 

Было очень холодно. Пока одену ребенка и соберу все вещи - я уже вся мокрая. Бегу с этими сумками и не понимаю - на пять минут, или на всю ночь. Это ужасно. Выражение «дом ходуном ходит» я ощутила в прямом смысле слова, когда  были три дня обстрелы даже не по нашему поселку, а где-то рядом. Но такое впечатление было, что сейчас прилетит ко мне в дом. 

Наш дом находится возле дороги - мы видели все эшелоны техники, которая шла в сторону города. Ночью шла целая колонна танков - это так страшно! Я видела, что в Харькове погибли мирные люди, которые вышли за водичкой в магазин. Увидела эти фотографии и сказала, что надо уезжать. Мы собрали вещи за два часа и поехали к моим родственникам. 

В Полтавской области мы пробыли три месяца, пока не было работы и никто не понимал, что дальше. Потом, слава Богу, мужа вызвали на работу, и мы уехали в другую область. 

Скажем так: мы кочуем. За эти полгода три дня были дома: решились поехать взять какие-то вещи. Сначала расслабились, даже думали домой вернуться, но на третью ночь подскочили от обстрелов, и опять уехали. 

Шокирует жестокость, циничность, с которой россияне пришли разрушать нашу страну и убивать наших людей. 

Больше всего жаль человеческие жизни. Мне страшно за детей, которые погибают, за мирных жителей, за наших солдат. Больше всего меня шокирует, насколько много гибнет невинных людей, детей. 

Меня удивило, как люди сплотились и начали друг другу помогать. Мы приехали в Полтавскую область к моим родственникам. Когда мы дорогу искали, нас посторонние люди спрашивали, есть ли у нас где остановиться, и предлагали нам какие-то места. Спрашивали, есть ли у нас одежда.  Война показывает и открывает истинные качества людей: кого-то с негативной стороны больше проявляет, а кого-то - наоборот. Мне многие люди писали, предлагали финансовую помощь – это мне больше всего запомнилось. 

Сложно было расставаться с домом - я до последнего надеялась, что не придется уезжать. Сложно было собрать вещи: я не понимала, что брать. Договорились с соседями, чтобы присмотрели за квартирой. Больше всего запомнился их страх и взгляды. Одна соседка наша сказала: «Вы - бесстрашные люди». Когда грузили машину, было где-то слышно бомбежку, и мы ощущали на себе сотрясения дома. Когда я посадила ребенка в кресло, а наши соседи стояли на крыльце, чтобы спуститься в подвал. Они на нас так смотрели… Эти взгляды говорили: «Увидимся мы еще, или это - последний раз?» Это мне запомнилось. 

Мы когда ехали, все молились – муж, мама, я - чтобы благополучно доехать к родственникам. Первый месяц очень был сложный: все мысли - о доме, как там было хорошо. Сложно покинуть родной дом, где я практически всю жизнь прожила.

До войны мы думали отдать ребенка в садик и  подыскивать какую-то работу, а сейчас вряд ли садики будут работать. Мы получаем выплаты как ВПО и гуманитарную помощь. Спасибо государству и всем неравнодушным людям. Нашей семье есть где жить, есть что покушать, спасибо. Сейчас мы находимся в Днепропетровской области. У нас часто включаются тревоги, иногда накатывает ужас - пытаюсь с ним бороться. Я даже на этой почве начала писать стихи, какое-то вдохновение пришло. 

«Не знаю, як триматись і не впасти

У прірву  темряви, у прірву пустоти.

Не знаю, як же рук  мені не скласти,

Коли душа в печалі і горять кругом мости...

Було життя щасливим, безтурботним, 

Але не цінувала я тоді.

Коли прийшла війна і подихом холодним 

залишила відбиток на знайомому вікні... 

Колишнього життя уже не буде.

Змінився світ, змінилась я сама,

Усе, що мали  склали в рюкзакові

Та цінності в речах тепер нема....

Дорожче за усі скарби у світі,

Коли з тобою поруч є сім'я!

А значить, є і сила далі жити,

Боротись, захищати дороге.

А значить, нашу волю не зломити!

Ми на своїй землі, і це нам сили додає!

Кришталь Оксана Георгіївна

Харківський район, смт Васищеве

Мне бы хотелось верить, что в ближайшие годы закончится война. Самое страшное - чтобы это все не затянулось, как было у нас в 2014 году. Не хочется жить в постоянном страхе, что сегодня тихо, а завтра снова начнется. Закончиться должно только нашей победой. 

Хочу вернуться к той жизни, которая у нас была до войны. Нашим ребятам желаю силы, здоровья, мужества и терпения, чтобы выгнать с нашей земли врагов. Я все-таки верю, что добро победит. Сейчас нужно ценить каждый прожитый день, потому что мы не знаем, что будет завтра и будет ли оно вообще. Верить в нашу победу, в наше будущее. Нужно верить и надеяться, нужно верить в лучшее.